Яндекс.Метрика

Доступная среда

 

 

 

 

 

Ответственный за организацию работы по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг и за проведение инструктирования по вопросам доступной среды – Вольская Татьтяна Ивановна

Должность: заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе

Контакты: +7 (814) 272-26-56

E-mail: sad-berezka45@mail.ru

 

 

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 

Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!

Создание доступной среды в ДОУ для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; формирование толерантного отношения детей и взрослых к особенным детям; развитие адаптивных способностей личности у таких детей   для самореализации в окружающем мире- основные задачи нашего учреждения по реализации программы «Доступная среда», разработанной правительством РФ на 2011-2020 г.

Программа «Доступная среда» направлена на улучшение качества жизни инвалидов, их интеграцию в социум и преодоление барьеров – как физических, так психологических, которые встают на пути детей с ОВЗ, желающих находиться внутри общества, а не оторванными от него.

От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих.

 

Условиями построения безбарьерной среды в ДОУ являются:

  • взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с целью обеспечения единых целей, задач, содержания деятельности;
  • создание равных возможностей для детей с ОВЗ и детей, не посещающих ДОУ, имеющих ограниченные возможности здоровья посредством интеграции взаимодействия специалистов ДОУ;
  • оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника;
  • ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
  • взаимное доверие и интенсивное взаимодействие ориентирует педагогов и родителей на доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов маленького ребенка, своих обязанностей как воспитателей, а также предусматривает установление эффективного контакта детского сада и семьи, дополнение друг друга в процессе воспитания детей раннего возраста;
  • конфиденциальность – обеспечивает сохранность информации о ребенке и семье, не разглашение ее без согласия семьи.

 

Задачи образовательного учреждения при создании безбарьерной среды:

  • создание уютного, комфортного пространства для всех;
  • создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
  • создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;
  • формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс;
  • индивидуальный подход к воспитаннику с ОВЗ со стороны команды специалистов.

 

 


Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

     Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Березка» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида №45 «Березка» функционируют 14 групп – 13 группы общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

 В учреждении  оборудован кабинет педагога-психолога,  кабинет психологичекой разгрузки, кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы, групповая ячейка с учетом доступности для детей с ОВЗ, инвалидов.

Данные кабинеты оборудованы необходимым коррекционным оборудованием: массажные мячи, набивные мячи; массажные дорожки, детские тренажеры; мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты; релаксационное и сенсорное оборудование; дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога,  кабинет педагога-психолога, кабинет психологической разгрузки.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку.

Книжный фонд располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Специальная коррекционная литература находиться в кабинетах учителя-логопеда, уччителя-дефектолога и педагога – психолога.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ имеется оснащенный физкультурный зал (детские тренажеры, шведская стенка, мячи, скакалки, батут, фитболы, степы лыжи, клюшки и т.д.), в группах установлены ионизаторы воздуха, бактерицидные лампы.

На территории ДОУ имеются прогулочные участки, каждый из которых имеет песочницу. На участках имеются малые спортивные формы, сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников.

Спортивная площадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок. В физкультурном зале имеется следующее оборудование с возможностью использования для детей с ОВЗ: фитболы, шипованные следы для ног, мягкие модули и др.

 

 Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные образовательные программы, а так же коррекционные занятия с педагогом — психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологм, а для детей-инвалидов  адаптированные программы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Имеется развивающее коррекционное оборудование для воспитанников с  ОВЗ:  развивающее оборудование для кабинетов учителя-логопеда и учителя-дефектолога: игры и игрушки  для интеллектуально-творческого развития детей с ОВЗ (развитие памяти, концентрации внимания, воображения, пространственных отношений и т.д.).

Для организации коррекционнойработы в учреждение предусмотрено использование проектор и ноутбука.

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания МДОУ «Детский сад № 45 «Березка» (дата постройки здания - 1990 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.

Специальные условия питания

Оборудование и персонал пищеблока МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Березка» покрывают потребность воспитанников в 5-х разовом питании (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. 

Cпециальные условия охраны здоровья

Здание МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Березка» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МДОУ функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляет фельдшер и врач-педиатр городской детской поликлиники №1.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Березка»  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). 
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для повышения качества педагогического процесса в практике учреждения используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при участии педагогических работников: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре учреждения не предусмотрены.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернатные группы в структуре учреждения не предусмотрены.